Навигация
Инструкции
Бизнес-планирование
Франчайзинг
Бизнес-идеи
Налоги и учет
Эффективность бизнеса


Материалы
Бизнес-планы
Документы




Поиск по сайту

Какие существуют плюсы и минусы Франчайзинга для старта своего бизнеса?

Сегодня довольно популярен термин «франчайзинг»; многие знают значение, кто-то имеет представление, подробной информацией располагают в основном специалисты, ежедневно варящиеся в этом. Человек, впервые занявшийся этим, слыша со всех сторон, как это выгодно, не всегда знает, с чем de-facto можно столкнуться. Можно ли в одном повествовании осветить все «за» и «против»? Давайте попробуем.

Основы

Термин «франчайзинг» означает такой способ ведения бизнеса, когда компания-франчайзор (поставщик) предоставляет компании-франчайзи (потребителю) право на временное использование товарного знака.

Стороны заключают договор, который регламентирует их правовые отношения, финансовую часть, сроки предоставления франшизы. Помимо этого могут дополнительно обозначаться даже самые мельчайшие особенности в использовании товарного знака. Возможно, это будут простейшие требования, например, использование бренда в определенной отрасли (например, товарный знак общепита не может использоваться фирмой для производства удобрений), а возможно подробнейшее разъяснение всех моментов, вплоть до размера полок в торговом зале.

Принципиальными для определения такой формы ведения бизнеса, как франчайзинг можно назвать следующие признаки:

  • использование бренда на коммерческой основе – это могут быть разовые/регулярные отчисления или использование (закупка) товаров франчайзора;
  • франчайзи получает право быть частью системы только после уплаты первоначального взноса
  • система ведения бизнеса предоставляется франчайзором; сюда входит маркетинг, рекламная и общественная политика организации, и т. п.

Подводные камни

Во-первых, потребуется немалый стартовый капитал, ведь такое начало бизнеса несколько более затратно, нежели самостоятельное открытие с нуля. Здесь будут вложения в основные фонды, производство или закупка услуг (товаров), оплата персонала, а в довершение еще и затраты на франшизу.

Во-вторых, зависимость от бренда ставит в не всегда выгодное положение. Франчайзи вместе с владельцем франшизы переживает взлеты и падения, а перемена репутации одной стороны непременно отражается на второй. Здесь же стоит упомянуть, что некоторые недобросовестные компании, добившись некоторого успеха и упрочив свое положение на рынке, начинают удешевлять производство для увеличения доходов. К сожалению, удешевление производится за счет ухудшения качества, а это отражается на репутации не лучшим образом.

В-третьих, доход франчайзи всегда меньше возможного за счет затрат на франшизу; финансовые обязательства необходимо выполнять, даже если дела идут из рук вон плохо.

В-четвертых, зависимость от владельца может дать о себе знать, когда закончится срок действия договора. Всегда существует вероятность, что договор могут не продлить или сеть закроется. Это, конечно, один из самых неприятных вариантов развития событий, и было бы очень досадно оказаться в подобной ситуации, но вероятность такого исхода не так уж велика, хотя она и существует всегда. В продолжение можно сказать о таких неприятных моментах:

  • негибкость франчайзора – мнение франчайзи абсолютно не учитывается;
  • множество указанных в договоре причин одностороннего расторжения – это, как правило, очень жесткие рамки;
  • внутренние разногласия в ведении политики франчайзинга в компании-поставщике;
  • ложная информация об актуальности и экономических аспектах франшизы.


Подсластим пилюлю

Преимущества, которыми пользуется получатель, обычно перевешивают недостатки; рассмотрим их подробнее.

В первую очередь стоит сказать, что торговая марка (франшиза) уже себя зарекомендовала, она пользуется определенной популярностью. По сути, это уже готовый бизнес, требующий лишь финансовых вложений, он уже занял на рынке некую нишу, он уже конкурентоспособен. Таким образом, нет необходимости в начальном маркетинговом продвижении.

Владелец франшизы может консультировать по вопросам ведения бизнеса, рекомендовать поставщиков, систему сбыта и многие другие тонкости, что значительно смягчает многие сложности; по сути, нет необходимости быть знающим предпринимателем, достаточно быть неплохим управленцем (менеджером).

Вероятность того, что бизнес прогорит, довольно мала, так как вряд ли кто-то будет вкладываться в торговую марку, которая непрочно стоит на ногах. Здесь важно заранее спрогнозировать дальнейшее движение бренда на рынке, чтобы не потерять деньги; если вложение будет удачным, то вероятность последующего разорения ничтожна.

Как преимущество можно выделить такой момент, что многие банки с легкостью предоставляют кредиты, если гарантом выступает франчайзор. Это довольно распространенная практика.

Еще один большой плюс – изучение и анализ рынка производит франчайзор, предоставляя в дальнейшем все сведения об изменениях, тенденциях, статистике и других данных франчайзи. Также франчайзор предоставляет право на использование всех своих инновационных разработок, что существенно уменьшает вложения в развитие дела.

Юридическая независимость франчайзи позволяет вести свой бизнес, не быть филиалом общей сети, оставаться владельцем своей компании, но при этом быть частью большой системы.

Какая лучше?

Окупаемость любого дела зависит от актуальности на конкретный период времени. Поскольку при открытии дела по франшизе не обязательно быть специалистом в выбранной сфере, то и выбор сектора довольно широк. Как не прогадать, выбирая направление деятельности? Нужно выбрать ту отрасль, где товары и услуги пользуются активным спросом, где вложения будут экономически оправданы. Рассмотрим наиболее популярные.

Общественное питание

Какая бы ситуация ни была в стране, люди всегда будут нуждаться в еде. Быстрое питание в стремительной жизни может заменять нормальное более чем на 50%, а раскрученные и проверенные бренды (например, как McDonalds) привлекут стремительный поток посетителей, несмотря на повсеместные предупреждения о вреде такой пищи. Но и стоимость таких франшиз будет высока.

Туризм

Несмотря на мировые катаклизмы и кризис, человеку нужен отдых. Поскольку отечественные курорты сохранили сервис советских времен, а цены на отдых выросли в несколько раз, актуальность зарубежных поездок еще долгое время будет на высоте. Что касается экономической стороны вопроса, стоит заметить, что конкуренция в туризме очень большая, поэтому громкое имя поможет добиться определенного успеха.

Недвижимость

В последнее время довольно часты случаи мошенничества в сфере недвижимости, поэтому покупателя скорее привлечет агентство с долгой историей, уже завоевавшая доверие потребителей. Вопрос конкуренции тоже довольно острый, поэтому бренд и в этом плане послужит хорошим подспорьем.

Автозаправка

Машины – дорогие и любимые спутники человека в повседневной жизни, желающих травмировать свою технику некачественным топливом не так уж много. Ремонт машины, как правило, обходится дороже, чем можно сэкономить за счет стоимости топлива, поэтому покупатель скорее пойдет к проверенному поставщику, ведь никто не оповещает, что он – лишь франчайзи? Например, такое имя как Лукойл – один из самых привлекательных брендов среди потребителей.

Продажа и производство детских товаров

Эта ветвь была и будет актуальна всегда. Меньше всего человек экономит на детях, а в последнее время остро встал вопрос экологичности и безопасности этой категории товаров, поэтому проверенная марка без проблем поддержит стартующий бизнес.

Торговля одеждой

Человек нуждается в одежде, ведь она удовлетворяет его естественные потребности, поэтому при разумном подходе бизнес будет приносить немалую прибыль. Не стоит забывать, что качество товаров и обслуживания необходимо поддерживать на должном уровне.

В заключение…

Хочется заметить, что есть и не очень выгодные франшизы. Например, аптечный бизнес вряд ли принесет желаемый доход уже только из-за действительно огромной конкуренции, ведь аптеки сейчас на каждом шагу, а одинаковый ассортимент и схожие цены не дают возможности пользоваться каким бы то ни было преимуществом, поэтому делать ставку на громкое имя в этом случае не стоит.

Бизнес по франшизе, несмотря на все очевидные недостатки, продолжает наращивать свою популярность. Изучение рынка и собственно бренда перед покупкой и правильная система ведения дел обеспечит стабильно высокие доходы своему владельцу.

Дата добавления: 2012-02-22

Просмотров: 23065



При полном или частичном копировании материалов сайта прямая гиперссылка на bizseven.ru обязательна.

Карта сайта