Навигация
Инструкции
Бизнес-планирование
Франчайзинг
Бизнес-идеи
Налоги и учет
Эффективность бизнеса


Материалы
Бизнес-планы
Документы




Поиск по сайту

Как правильно составить бизнес план самостоятельно - пошаговое руководство

Хороший бизнес-план необходим для начала ведения любой деятельности, будь то производство, продажи или строительная сфера. В нём прописываются важнейшие параметры ведения работы, планы, прогнозы, принципы деятельности. Особенно важен этот документ, если Вы собираетесь убедить инвестора вложить деньги в свой проект.

Сразу необходимо оговориться, что решающий фактор – это презентация бизнес-плана. Но при «прочих равных» выбор будет сделан в пользу тех предпринимателей, которые имеют грамотно разработанный, чёткий план деятельности на определённый период. И по этому поводу многие задаются вопросом: Как составить бизнес-план самому? - Давайте раберем все по порядку и разъясним как составить бизнес-план самостоятельно.

Как составить бизнес-план самому

Вводная часть. Пожалуй, это самый важный раздел документа, потому что он является своего рода приманкой для потенциального инвестора. Каких-либо чётких требований ко введению не существует, здесь может приводиться анализ рынка, обоснование деятельности, актуальность идеи.
Введение – это реклама бизнес-плана. Неважно, нужен под проект инвестор, кредит, лизинг или нет. Даже Ваши партнёры будут мотивированы к работе, если они получат на руки грамотный, подробный документ, где будут рассматриваться основные аспекты самостоятельной работы. Если бизнес-план будет предоставляться на рассмотрение конкурсной комиссии, нужно очень тщательно поработать над вводной частью.

Необходимо понять, какая аудитория будет заниматься его обсуждением. Если это люди с европейскими или американскими взглядами на бизнес, то нужно уделить как можно больше вниманию росту, захвату рынка в кратчайшие сроки. Они желают окупить свои вложения как можно раньше. Люди с азиатским типом мышления больше настроены на долгосрочную перспективу. Они не любят спешку и хотят прочно захватить тот или иной сегмент рынка надолго.

Обязательные элементы: собственные средства, предполагаемый размер займа, поле деятельности, долгосрочные планы. Это «рекламный» элемент, поэтому обратите внимание на привлекательность предложения.

1. Титульный лист. Данный раздел должен содержать информацию о разработчике плана, фирме, продолжительность проекта, а также наименование бизнеса. Эти элементы обязательны. Также можно написать город разработки плана, год, число и месяц, когда он был создан. Это поможет в случае нарушения прав интеллектуальной собственности.
Зачастую на титульной странице бизнес-плана находятся подписи его авторов, однако это условие необязательно. Титульный лист не должен быть ярким и вычурным: соблюдение формы и норм обязательно.

2. Меморандум о конфиденциальности. Этот раздел бизнес-плана должен содержать информацию о том, что сведения, содержащиеся в документе не подлежат разглашению. Иными словами, они являются коммерческой тайной. Есть шаблон, который можно использовать в своём меморандуме:
- запрет на распространение информации без согласия автора;
- запрет на копирование бизнес-плана либо каких-то его частей, публикация их в СМИ;
- запрет на передачу документа третьим лицам, если на то не получено согласие автора.
В тексте могут быть оговорены и другие условия, а также ответственность за их несоблюдение.

3. Резюме. Желательно, чтобы данная часть была очень простой, лаконичной и не содержала каких-либо терминов. Как правило, её читают очень внимательно, а потому писать нужно простым языком, избегая сложных конструкций. Говоря языком рекламы, план должен «цеплять» на эмоциональном уровне и подтверждать свою привлекательность на рациональном. Как правило, резюме содержит следующую информацию:
- Сроки реализации проекта;
- Предполагаемая эффективность плана;
- Исполнители бизнес-плана, третьи лица и организации, которые будут необходимы в этом процессе;
- Смета предполагаемых затрат без тщательной росписи (только базовые направления и конечная сумма);
- Меры обеспечения займа (имущество на балансе предприятия, оборудование, недвижимость и проч.).
Основные параметры бизнес-плана находят своё отражение в резюме, а потому составлять его нужно в самом конце, когда основная масса документов уже готова. Желательный объём резюме – 2-3 страницы.

4. Описание отрасли и предприятия. Если бизнес-план создаётся под формирующееся предприятие, то необходимо описать его историю, основные экономические показатели, текущее состояние. Общие сведения о предприятии дадут инвестору понять, что на рынке Вы всерьёз и надолго. Показатели финансово-экономической деятельности отражают текущее состояние: деньги пойдут именно на реализацию проекта, а не на решение старых проблем. Также неплохо включить сюда организационную структуру предприятия. Тогда будет ясно, эффективна ли система руководства.
Если Ваше предприятие обладает определёнными достижениями, также включите их в бизнес-план. Это создаёт положительный имидж в глазах инвесторов.

Что касается отрасли, то здесь нужно описать её перспективы, емкость рынка, изученность продукта. Будет очень хорошо, если Вы имеете на рынке хорошие связи и поддерживаете определённую активность.

5. Описание продукции и услуг. Здесь необходимо рассказать о том, чем конкретно Вы собирались заниматься: выпуск промышленной или элитной продукции, оказание услуг, продажа готового материала. Следует описать весь процесс работы таким образом, чтобы он был понятен даже неспециалистам. Если есть возможность, проведите выгодное сравнение Вашей технологии с теми, которые уже имеются на рынке.
Очень хорошо вскользь упомянуть ёмкость рынка, себестоимости товара, рентабельность производства. Основные достоинства продукции или услуг, которые Вы собираетесь продавать, также должны быть включены в этот раздел. Если Вы обладаете патентами или авторским правом на те или иные объекты собственности, упомяните это здесь.

Будет очень неплохо подробно расписать продукт или услугу. Используйте в качестве приложения фотографии, чертежи, макеты, описания. Увидев продукт, кредитор может заинтересоваться куда сильнее, чем прочитав сухой текст. Если речь идёт об инвестициях в строительство, то нужны компьютерные визуализации будущих объектов. Такая подготовка точно будет оценена по достоинству.

6. Маркетинг и сбыт продукции и услуг. Продемонстрировать своё знание и понимание рынка можно именно в этом разделе. Здесь должно быть чётко и доходчиво объяснено, почему клиенты станут покупать именно Ваш продукт, а не чей-либо другой. Если у Вас есть свой план продвижения, опишите все элементы: новые технологии рекламы, отлаженный сбыт, захват рынков. Тогда у инвесторов будет понимание, что Вы разбираетесь в теме.
Если на Вашем предприятии работает специалист-маркетолог, здесь можно использовать его знания и продвигать в качестве профессионала. Если нет, то Вам стоит изучить основные механизмы работы в этом направлении. Иначе бизнес-план будет очень далёк от экономических реалий.
Привлеките к разработке этого раздела человека, который разбирается в сбыте продукции. Не стоит использовать специальных терминов и научных слов: всё это отталкивает и делает работу трудной.

7. Производственный план. Этот раздел должен включать в себя различные стадии: тестовое производство (обкатка схемы), нормальные мощности, перспективы роста. Желательно проработать все аспекты цепи, включая расходы на материалы, производство, амортизацию оборудования. Если речь идёт об оказании услуг, то затраты на содержание персонала, аренду площадей и т.д.

Здесь можно также сослаться на субподрядчиков, которые возьмут те или иные производственные циклы. Мало произвести товар: его нужно вовремя продать или поставить на реализацию. Поэтому постарайтесь разнообразить этот пункт планами сбыта, роста, возможных изменений в структуре производства в зависимости от экономической ситуации.

8. Организационный план. Для успешного воплощения планов, нужна хорошая команда специалистов. Причём, в зависимости от системы менеджмента, нужно описывать либо структуру, либо имеющуюся команду. Разумеется, первый вариант более распространён. Расскажите, кто будет управлять проектом, кто будет заниматься правовой поддержкой, на каких условиях будут работать специалисты.
Все возможные партнёры должны быть указаны в этом разделе. Также важное внимание уделяется руководству: здесь нужно перейти на персоналии. Размер оплаты труда также очень важен, потому что инвестор должен видеть, куда будут расходоваться средства. Впрочем, этот пункт можно убрать из плана, чтобы не провоцировать лишних вопросов.

9. Финансовый план. Пожалуй, это один самых важных пунктов Вашего плана. Все цифры, графики, статистика должны быть включены в данный раздел. Расчёты должны вестись на основе точных данных, без округлений и допусков. Учитываются следующие факторы:
- Постоянные и временные затраты на оказание услуг либо производство продукции, которые включаются в стоимость товара;
- Высчитывается себестоимость продукции или услуги, факторы, которые могут повлиять на цену (конкуренцию, рост цен на энергоносители и т.д.);
- Расходы на воплощение проекта (особенно, если он некоммерческий или направлен на получение прибыли в отдалённой перспективе);
- Источники финансирования на различных этапах деятельности;
- Общая смета: структура доходов и расходов хотя бы на краткосрочную перспективу;
- Наличие имеющихся средств, которые не придётся привлекать извне.

Если Вы не сумеете грамотно рассчитать этот пункт, Ваш бизнес-план не будет одобрен инвесторами. Да и реализовывать его будет весьма опасно и накладно. Допустим, Вы учитываете идеальную ситуацию, если всё будет идти «как положено». Но нужно, напротив, строить самые мрачные прогнозы и отталкиваться именно от них. Тогда бизнес-план будет действительно реалистичным.

10. Направленность и экономическая эффективность проекта. Как правило, на последние пункты обращается очень мало внимания. Значит, если инвестор колеблется между решением «за» и «против», сюда нужно включить дополнительное обоснование. Слишком завышенные, оптимистичные прогнозы не нужны. Во-первых, их будет тяжело оправдать, во-вторых, потенциальный партнёр начнёт нервничать и насторожится. Это большая ошибка всех новичков, которые реально надеются на 200-300 % прибыли. Возможно, в российских условиях это и реально, однако во всём мире показатель на уровне 10 % считается очень успешным.
Также следует отразить, насколько чувствителен проект к внешним изменениям. Допустим, Ваше производство сильно зависит от цены на энергоресурсы и конъюнктуру рынка. Тогда сам проект будет слишком зависим от внешних обстоятельств. Это не всегда играет против автора проекта, но иногда может существенно ослабить его позиции.

11. Риски и гарантии. Любой проект должен учитывать риск. В России это не только конъюнктура рынка, но и законодательная база, прихоти властей. Ведь игорный бизнес во всём мире считается сверхприбыльным, а в России его фактически свернули. Производство принципиально новых продуктов, оказание тех или иных услуг в будущем может быть прекращено. Тщательно изучите базу: технические регламенты, законодательство, чтобы владеть этими факторами. Кроме того, нужно помнить и про форс-мажор, непреодолимую силу. Если Вы изначально страхуете производство (оборудование, площади), то это будет являться гарантией возврата средств. Если нет, то следует изыскать другие способы обеспечения обязательств.

Как видите, хороший бизнес-план должен содержать большое количество компонентов. Само их наличие не гарантирует принятие его инвесторами, однако добавляет аргументов в Вашу пользу. Вы должны знать и понимать всё содержание своего плана. Переписки и копирование недопустимо. Как правило, кредиторы хотят знать, куда направляются их средства, а потому будут очень внимательно относиться ко всем пунктам плана.
Сумев составить грамотный документ, Вы сделаете самый важный шаг в реализации своих идей и чаяний. Впрочем, реализация бизнес-плана важна не меньше, чем его тщательная проработка.

Дата добавления: 2010-12-10

Просмотров: 23120



При полном или частичном копировании материалов сайта прямая гиперссылка на bizseven.ru обязательна.

Карта сайта